Технология открытого пространства (Open Space) для проведения мероприятий

Технология открытого пространства (от англ. Open Space Technology, сокр. OST) — методика проведения собраний, конференций, корпоративных выездных мероприятий, симпозиумов и встреч сообществ, сфокусированных на конкретной и важной цели или задаче, но начинающихся без формальной повестки, программы, кроме известной всем общей цели или темы события.

Технология открытого пространства представляет собой самоорганизующийся процесс; участники создают расписание непосредственно на самой встрече.

Применяется в ситуациях, когда:

  • необходимо срочно найти решение проблемы;
  • вопрос сложный, и требуется много ресурсов на его решение;
  • в компании назрела глобальная бизнес-проблема, в разрешении которой заинтересованы все сотрудники;
  • в команде имеются значительные статусные и возрастные различия;
  • когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы.

Участники:

  • Спонсор — тот, кому важен результат обсуждения, задает тему.
  • Фасилитаторы — координируют работу групп, начинают и завершают процесс обсуждения.
  • Участники — все те, кто заинтересован с обсуждении.

Преимущества Open Space:

  • Сбор большого количества мнений по заданной теме за короткий период времени.
  • Кроме того, у участников команды формируется ощущение сопричастности к процессу и сплоченности.

Основа технологии очень проста и понятна – есть 4 правила:

1. Кто бы ни пришёл, это те люди, которые нужны
2. Что бы ни случилось, это единственное, что может произойти
3. Когда бы это ни начиналось, это правильное время
4. Когда процесс закончится, тогда и закончится

Эти правила можно сформулировать более неформально:

1. Придут те, кто должен
2. Случится то, что случится
3. Процесс начнется, когда начнется
4. Закончится в нужное время

Формат открытого пространства, который его сторонники считают особенно масштабируемым и подстраиваемым, применялся для встреч от 5 до 2 тысяч человек. Подход описывают с помощью нескольких базовых принципов:

  1. открытое, широкое приглашение, которое заявляет цель встречи;
  2. стулья участников составляются в форме круга;
  3. «доска объявлений» вопросов и тем для обсуждения, составленных участниками;
  4. «рыночная площадь» со множеством отдельных помещений или секций, между которыми могут свободно перемещаться участники, познавая и вкладываясь в происходящее по мере своих перемещений по пространству в поисках информации и идей;
  5. «дышащий» или «пульсирующий» характер потока события, в котором перемежаются общие сессии и дискуссии в независимых параллельных группах.

Примерный план мероприятия:

1. Совместная работа начинается со знакомства участников друг с другом, возможно, разогревающих активностей. Далее спонсор объявляет тему, которая должна звучать ярко и интересно, вдохновлять участников, возможно, цель встречи.
2. Фасилитатор озвучивает правила «открытое пространство», объясняет как оно работает, обеспечивает условия для создания атмосферы творчества;
3. Затем группа создаёт рабочую повестку, по мере того как её участники вывешивают на доску объявлений собственные темы и проблемы. Лидер отдельной темы отвечает за именование темы, вывешивание её на доску, назначение места и времени встречи и затем за сбор группы в месте встречи, запуск обсуждения и заметки по ходу встречи. Непосредственно само обсуждение может вести фасилитатор. Участники самостоятельно распределяют время, выделяют этапы работы. Участники групп могут работать по пять человек, по парам, другие могут состоять из десяти и более человек. Часть участников, как правило, переходят из одной группы в другую (закон двух ног).
4. Каждая группа сама подводит итоги, дает рекомендации по решению задачи и презентует их для всех остальных на «доске новостей»;
5. Планирование и целеполагание;
6. Завершение, обмен опытом и впечатлениями. Эти заметки обычно собираются в общий документ, который рассылается участникам в цифровом или бумажном виде.

Этот формат наиболее примечателен отсутствием исходной повестки, что задаёт пространство для участников встречи и возможность формировать собственную повестку в течение первых 30-90 минут мероприятия или встречи.

Источники:

https://www.personalimage.ru/articles/facilitation/tekhnologiya-fasilitatsii-otkrytoe-prostranstvo-open-space-/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Share

Сертифицированный скрам-мастер, тренер и коуч Сфера интересов: Развитие команд и организаций, тренинги и обучение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *