ИПОЗ (ESVP). Ретроспектива. Открытие.

Используйте это упражнение на этапе подготовки в ретроспекти­ве длительной итерации, релиза или проекта в целом.

Цель
Настроить людей на работу в ходе ретроспективы. Понять их от­ношение к ретроспективе.

Время
От 10 до 15 минут.

Описание
Каждый участник описывает (анонимно) свое отношение к пред­стоящей ретроспективе как Исследователь, Покупатель, Отпуск­ник или Заключенный (ИПОЗ). Фасилитатор ретроспективы соби­рает результаты и создает гистограмму, чтобы показать данные наглядно, а затем направляет обсуждение к тому, что значит по­лученный результат для группы.

Шаги
1. Объясните, что вы проводите опрос для того, чтобы узнать, как люди видят свое участие в этой ретроспективе.
2. Покажите флипчарт и определите условия:

  • И — Исследователи стремятся открыть для себя новые идеи и знания. Они хотят узнать все, что можно, об итерации/релизе/проекте.
  • П — Покупатели рассматривают всю доступную информацию и будут счастливы отправиться домой с одной новой по­лезной идеей.
  • О — Отпускники не заинтересованы работать в ходе ретро­спективы, но рады отвлечься от ежедневной рутинной работы. Впрочем, на какое-то время они тоже могут
    почувствовать интерес к групповому взаимодействию.
  • З — Заключенные чувствуют, что их заставили здесь нахо­диться, и предпочли бы заняться чем-то другим.

3. Раздайте участникам небольшие листочки бумаги или ма­ленькие карточки для записей, чтобы они описали свое отношение к сегодняшней ретроспективе. Попросите их для соблюдения конфиденциальности сложить листочки пополам.
4. После того как участники закончили писать и сложили кар­точки, соберите их и перемешайте.
5. Попросите одного из членов команды фиксировать в виде гистограммы данные, пока вы зачитываете написанное на карточках. Озвучив надпись, положите карточку
в мешок, и так поступайте с каждой. Когда вы прочитаете все карточки, порвите их и выбросьте. Сделайте это демон­стративно, чтобы участники группы убедились, что никто не попытается определить по почерку, кто что написал.
6. Спросите у группы: «Что вы скажете об этих данных?» За­тем проведите небольшую дискуссию о том, как отношение аудитории будет влиять на ретроспективу.
7. Обсудите вопрос: «Как эти категории связаны с нашим от­ношением к повседневной работе?»

Материалы и подготовка
Листки или карточки для заметок, ручки или карандаши.
Флипчарт для создания гистограммы.

Примеры
Если большинство присутствующих оказались Отпускниками, это много говорит о том, как они чувствуют себя в обычной рабочей среде. Вы можете изменить направление ретроспективы и сде­лать это главной темой для обсуждения!

Если в вашей аудитории есть Заключенные, предложите им выбор, как прове­сти свое время… Они могут принимать участие в работе, а могут и не принимать. Однако если Заключенные откажутся участво­вать, группа без них утратит часть своей результативности.

Если у вас в ходе ретроспективы запланирован перерыв, може­те предложить его сделать сейчас: если Заключенные вернутся после перерыва, будем считать, что они решили принять участие в работе и, значит, они больше не Заключенные.

Хорошо подготовьтесь к этому упражнению, и тогда вы не ис­пытаете замешательства, обнаружив аудиторию, полную Заклю­ченных. Как и в случае с большим количеством Отпускников, это требует обсуждения и работы. Оставив ситуацию как есть, вы по­тратите время ретроспективы напрасно.

Источник: Esther Derby, Diana Larsen

Share

Сертифицированный скрам-мастер, тренер и коуч Сфера интересов: Развитие команд и организаций, тренинги и обучение