Скрам-паттерн: Ритм

Давайте подумаем о том, что важнее: выполнять задачи регулярно или выполнять их часто. Например, нужно чистить зубы, и многие люди следуют рекомендациям делать это дважды в день. Некоторые стоматологи утверждают, что достаточно чистить зубы один раз в день. Возможно, вы или ваши знакомые делают это три раза в день. В данном случае важно то, что рекомендации имеют определенный ритм, а регулярное (с определенным ритмом) их выполнение приводит к формированию привычки.

Сделав такие действия, как прием пищи, чистка зубов или планирование предстоящей работы привычными, мы можем избавить команду от необходимости думать постоянно о том, когда на чем они должны сосредоточиться. Таким образом, в скраме лучше всего сначала установить частоту событий, включая продолжительность спринта, а затем регулировать частоту и продолжительность каждого события по мере инспекции и адаптации.

Ритм — это прочная и всепроникающая основа человеческого существования. Известный антрополог Эдвард Холл, специализирующийся на культурных представлениях о времени, пишет: «‎Я убежден, что в конечном счете будет доказано, что почти каждый аспект человеческого поведения вовлечен в ритмичный процесс» ([1], с. 153). Профессор социологии Эвиатар Зерубавель отмечает, что нами управляют, с одной стороны, циклы природы, такие как переход ко сну каждую ночь, а с другой стороны, циклы механические, например, такие как расписание транспорта или любые бизнес-процессы ([2], с. 140). Иногда между ними возникает двусмысленность, например, в продолжительности спринта, которая по умолчанию составляет около месяца (хотя большинство современных команд переопределяют значение по умолчанию продолжительностью спринта в одну или две недели). Естественные ритмы, как правило, периодичны и происходят сами по себе.

В той степени, в какой мы можем связать наши производственные ритмы спринтов и других событий скрама с другими естественными ритмами и их событиями, эти естественные ритмы могут служить хранителями и напоминаниями о связанной с ними предстоящей деятельности в рамках итераций. Дейли скрам происходят ежедневно, согласно циклу вращения Земли. Спринты, как правило, следуют бизнес-циклам, которые, с точки зрения скрама, продолжительность которых комагды определяют сами в рамках их контекста. В данном случае мы видим сильное переплетение временных и событийных аспектов скрама в соответствии с потоком создания ценности, объединеняя людей вокруг целей продукта. События скрама — это конфигурации пространства (отношения между людьми) в некотором контексте времени.

В скраме есть множество паттернов, основанных на ритме. Все события скрама (сам спринт, планирование спринта, обзор спринта, ретроспектива спринта и ежедневный скрам) основаны на ритмах. Организационный импульс спринта объединяет несколько команд вокруг общего ритма. Повторение этих событий в известной последовательности позволяет избежать ненужной траты времени на их повторное проведение.

Ритм и ограничение по времени (тайм-бокс) — это две стороны одной медали. Спринты могут начинаться каждые две недели; это означает, что продолжительность спринта составляет не более двух недель.

Ритмы скрама основаны на многолетнем опыте и определены так: в руководстве по скраму говорится, что спринт не может быть длиннее одного календарного месяца, и обычно он не короче недели. Эффективная скрам-команда использует фактическую продолжительности каденции для достижения целей спринта с максимальной отдачей. В большинстве западных культур, когда мы сидим вместе за обедом на работе, некоторые люди заканчивают есть за 7 минут, а некоторым требуется 25 минут. Но мы сидим там вместе в течение 30 минут, а затем, как по команде, возвращаемся к работе. Мы находим встроенные часы, которые уравновешивают наши социальные потребности. Каденция служит этой социальной потребности, а не наоборот. И разные культуры имеют разные социальные потребности: эти интервалы синхронизации обеденного времени могут изменяться или почти исчезать по мере приближения культуры к экватору. Скрам не предполагает, что один размер подходит всем, и каждая команда должна найти свое место в рекомендуемом диапазоне (а иногда и за его пределами), которое работает лучше всего.

Итерации также являются основополагающими для скрама, и итерации работают лучше всего, если они следуют определенной последовательности.

Хороший кайдзен (см. Кайдзен и Кайкаку) часто имеет корни в поддержании хорошего ритма. Точно так же, как ежедневные циклы усиливают чистку зубов, естественные циклы дня, рабочей недели и месяца могут усиливать соответствующие им эффективные практики. Это вписывается в понятие преднамеренной практики по одному шагу за раз.

Холл изобрел термин «монохронический» для описания культур, которые внимательны к линейному времени и ритмам. Швейцарцы — это стереотип монохронной культуры. И Холл использует слово «полихронический» для описания культур, основанных на общей модели множества одновременных временных потоков: обычный стереотип здесь — мексиканская культура. Итак, в монохронной культуре пациенты выстраиваются в очередь к врачу, и люди серьезно относятся ко времени приема. В полихронной культуре врач может прийти в приемную и провести немного времени с каждым пациентом, прежде чем принять его в смотровой комнате.

Монохронные культуры фокусируются на процессе целого, в то время как полихронные культуры больше заботятся об индивидууме. В то время как структура скрама монохронна и основана на ритмах, описанных выше, работа в рамках производственного эпизода в высшей степени полихронна: все делают что-то все время. Большинство культур развития, укорененных в местных и корпоративных нормах, могут испытывать некоторые трудности с принятием того или иного из этих стилей работы. Такая корректировка является частью глубокого обучения, необходимого для освоения гибкой разработки при одновременном удовлетворении потребностей рынка.

[1] Эдвард Т. Холл. Танец жизни. Нью-Йорк: Издательская группа Bantam Doubleday Dell, переиздание 1988 года, стр. 153.

[2] Салли Хельгесен. Обычные революционеры: работающие женщины и трансформация американской жизни. Нью-Йорк: Даблдей, 1998, стр. 140.

[3] Кен Швабер и Джефф Сазерленд. Руководство по скраму. http://scrumguides.org (13.11.2017 г.).

Share

Сертифицированный скрам-мастер, тренер и коуч Сфера интересов: Развитие команд и организаций, тренинги и обучение