Импровизация. Форматы импровизационных игр
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.
Импровизационные игры способствуют развитию софт-скиллов: развивают ассоциативное мышление, коммуникативные навыки, актерские способности, чувство ритма. Многие из форматов подходят как разогревающие игры, в том числе в начале рабочих встреч. Некоторые форматы можно использовать как самостоятельные упражнения для формирования и развития команды, коммуникаций, как игры для корпоративов, в том числе онлайн.
Импровизационные игры можно использовать в любой обстановке, с разным числом участников и без всякой предварительной подготовки. Идеально в начале встречи провести короткую разогревающую игру. В начале каждого упражнения ведущий проводит небольшую демонстрационку. В конце встречи коротко спросить как себя чувствуют участники и как им встреча в целом.
Разогревающие игры
Танцы (4 мин). Ведущий встречи включает музыку и предлагает любому из участников поднять большой палец (обозначить себя) и показать несколько движений, которые ведущий повторяет. Все остальные участники повторяют движения ведущего. Затем (через 8-10 секунд) определяется следующий лидер движений (он поднимает палец вверх) и т д.
6-1 (2 мин.). Ведущий встречи предлагает всем участникам встать. Ведущий быстро считает до 6 (1, 2, 3, 4, 5, 6!) и с каждым счетом выкидывает вверх и в сторону правую руку. Все участники должны повторить. Затем то же самое происходит в левой рукой (1… 6!). Затем правая нога выкидывается вверх и в сторону 6 раз и левая нога. Далее тоже самое, только счет чуть быстрее и до 5. И т д. Последнее движение быстро: Раз-раз-раз-раз! 1 раз правой рукой, 1 раз левой, 1 раз правой ногой и 1 раз левой. В конце можно завершить аплодисментами. По моему опыту, это самая быстрая разминка и дает возможность быстро включить группу в работу.
1-2-3 (1 мин). Ведущий считает до трех (один-два-три!) и участники должны замереть в какой-то позе. Дальше он говорит «Меняем!» и снова считает 1-2-3. На счет «3» участники замирают в новой позе и т д.
Кривое зеркало (2 мин). Один участник показывает движение (например, медленно руками вверх вниз) в течение 5-7 секунд, второй участник должен показать другое движение, образно говоря «противоположное» (например, быстро ногами в стороны), первый участник показывает отличающееся от движений второго (например, головой по кругу) и т. д. Хорошо подходит для быстрого разогрева подготовленной аудитории.
Игры в парах
Ассоциации вперед-назад (5 мин). Первый участник в паре озвучивает слово, второй участник называет слово на эту ассоциацию, и т. д. — в течение двух минут (например, зима—шарф—лицо—улыбка). Таким образом, участники выстраивают цепочку ассоциаций. После этого ведущий предлагает развернуть эту цепочку наоборот (улыбка… я сказал улыбка, потому что ты сказал лицо… я сказал лицо, потому что ты сказал шарф и т д) — также в течение двух минут. Желательно не говорить участникам, что им необходимо будет вспомнить всю цепочку. Но они с удовольствием обнаруживают, что вдвоем это довольно просто сделать.
Ассоциации на букву (2 мин). Один участник называет слово (например, Хлеб), задача второго участника придумать слово-ассоциацию с предыдущим словом, которое начинается на букву, которая совпадает с последней буквой слова (Батон), затем уже первый участник называет слово (Нарезка) и т. д.
Вплетение слов (5 мин). В паре один участник озвучивает персонажа или тему (например, Рапунцель), второй участник начинает рассказывать историю про это. Первый участник каждые 8-10 секунд вкидывает новые слова, не связанные с контекстом (например, железо, сантехник, профитроли), а второй участник должен вписать эти слова в свою историю, найти им место. Далее участники меняются местами.
Цепочка историй (5 мин). Ведущий предлагает одному участнику в паре назвать слово. Второй участник должен начать рассказывать историю, реальную или вымышленную, связанную с этим словом (примерно 7-15 секунд), далее первый участник подхватывает одно из слов, которое сказал второй игрок и рассказывает свою историю. Таким образом, получается цепочка связанных историй. Важно, чтобы цепочка нигде не прерывалась.
Я дарю тебе… (6 мин). Ведущий предлагает одному из участников в паре сказать фразу второму участнику: Имя, я дарю тебе… (любой предмет, можно с описанием, например: теннисный мяч, шуршунчик, перчатка, радуга, батарейки и т д) и продемонстрировать передачу этого подарка руками. второй участник принимает руками этот воображаемый подарок, благодарит и рассказывает, как он будет этот подарок использовать (например: это то, что нужно! поиграем сегодня! наконец я смогу понять, кто шуршит в моем доме! у меня как раз потерялась такая же, спасибо!) и т. д.
Скульптура (5 мин). Ведущий предлагает одному участнику в паре изобразить любую позу. Второй участник должен изобразить телом копию этой позы и прокомментировать ситуацию, в которой оказывается воображаемый герой, разыграть эту ситуацию (10-15 секунд). Далее уже второй участник показывает свою позу, а первый должен скопировать позу и разыграть ситуацию. И т. д. При необходимости позу можно дополнить эмоцией, которую также необходимо будет скопировать.
7 ассоциаций (1 мин). Один участник паре называет слово (например, лето). Второй должен быстро назвать семь ассоциаций на это слово (например, пух, тепло, экзамены, море, клубника, дети, футбол). Затем участники меняются местами и т. д.
Выдуманная гадость (5 мин). Один участник делает неприятное утверждение про второго участника (например: Я знаю, что ты будишь по ночам соседей дрелью). Задача второго участника согласиться и объяснить, что это свойство или его поступок ему даёт (например: Да, и благодаря этому я могу/получаю… низкие счета за электричество). Далее второй говорит утверждение про первого (Ах так! А я знаю, что ты…) и т. д.
Расскажи мне (2 мин). Первый участник озвучивает такую фразу Расскажи мне, что с … (персонаж, например, Винни-Пух, сантехник и т. д.)? Второй участник должен повторить название персонажа и ответить, что он делает и где на первую букву названия персонажа (например, Винни-Пух воет в Виннице). Далее второй участник озвучивает своего персонажа и первый отвечает на этот же вопрос и т. д. Не обязательно, чтобы фраза была логичной, но лучше к этому стремиться.
Я знала, что ты… (4 мин). Участники по очереди говорят фразу Я знал(а), что ты… (профессия, свойство, действие и т. д.). Например: Я знала, что ты каждую ночь сверлишь стены дрелью. Задача второго участника согласится и указать в этом выгоду для себя. (Например: Да… и благодаря этому я держу себя в отличной физической форме). Второй участник говорит: А я знаю, что ты… И сейчас уже задача первого участника согласиться и рассказать в чем для него в этом плюс. И т. д.
Больше-меньше (4 мин). Один участник рассказывает историю на заданную тему, другой участник раз в 7-10 секунд говорит фразы Больше или Меньше. Первый участник должен соответственно усилить или уменьшить происходящее в истории (например, размер, расстояние, скорость, силу эмоций и т д). Затем участники меняются местами, и уже второй участник рассказывает историю.
Меняй (2 мин). Один участник рассказывает историю на заданную тему, другой участник раз в 7-10 секунд говорит фразу Меняй! Первый участник должен соответственно изменить одержимое последней фразы (например, вместо …выпрыгнул из окна дома… сказать … не спеша вышел через дверь… или … вылетел через трубу… и т. д.). Затем второй участник рассказывает историю, а второй влияет на ход повествования с помощью слов больше-меньше.
Решение проблемы (2 мин). Один участник рассказывает про то, как можно решать какую-нибудь проблему. Второй участник раз в 7-10 секунд говорит случайные слова. Первый участник должен вплести эти слова в свою историю, чтобы они смотрелись органично и рассказать историю до конца.
Сыщик (2 мин). Два участников придумывают какое преступление произошло. Далее первый участник показывает по очереди 4 предмета-улики с места преступления, а второй участник должен сделать предположения о том, кто предполагаемый преступник, какой он и где его можно найти. В конце необходимо собрать единый образ, объединив все 4 улики.
Игры в тройках
Каламбур (5 мин). Два участника называют по слову (например, яблоко и кот или забияка и биточек и т д). Третий участник должен собрать из этих двух слов третье (например, яблокот или забиток). Все участники должны быстро придумать минимум по два определения этого нового слова (например, яблокот — это шифр для перевозки фруктов, забиток — не очень красивый пирожок с мясом). Далее участники меняются ролями и называют новые два слова.
Разговор руками (5 мин). Первый участник показывает пальцами движения губ (разговор) других двух участников, а движениями рук — их действия. Два другие участника начинают диалог на заданную тему. Необходимо, чтоб движения пальцев первого участника соответствовали движению губ участников, а движения рук — оправдывали то. что они делают.
Слово — действие (5 мин). Первый участник называет любое слово, второй участник показывает ассоциацию к этому слову, третий участник называет ассоциацию к тому, что показал второй участник, первый показывает ассоциацию к тому, что сказал третий и т. д. по кругу.
Опоздание (5 мин). Первый участник (Сотрудник-Опоздун) должен объяснить причину, почему он опоздал на работу. Второй и третий участник договариваются на двоих, почему первый опоздал на работу (например, девушка смотрела в инстаграме фотографии качков и у неё палец застрял в клавиатуре, парень случайно постирал белок и долго их сушил на веревочке и т д). Второй участник показывает жестами первому участнику то, что они загадали, помогая ему угадать загаданное. Третий участник — Начальник — одновременно ругает сотрудника и помогает ему (при необходимости) задавая наводящие вопросы (Где вы были вчера вечером? Почему я видел вас в 5 утра в соцсети и т д.? Какие это были мужчины?… Что это были за животные? Зачем вы их засунули туда?…) и т д.
Реклама (5 мин). Второй и третий участники загадывают предмет, который будет рекламировать первый участник (например, крокосов, дом-неваляшка для сейсмически неблагоприятных районов, массажёр, который смешит, самозакручивающаяся съедобная лампочка и т д). Первый участник начинает рекламировать товар, а остальные участники должны задавать наводящие вопросы (например, как вы используете этот товар для себя? сколько ватт потребляет эта вещь? и т. д.) таким образом, чтобы участник в конце игры угадал, что они загадали.
Новости (5 мин). Участники: Главный ведущий новостей, Соведущий, Ведущий прогноза погоды (или как вариант Ведущий новостей спорта). Соведущий (и это определяют зрители или другие участники) должен выразить отношение к предмету или Главному ведущему (предмет + отношение, например ревность к микрофону Главного ведущего), а Ведущий новостей должен сыграть человека с определенным свойством (профессия/персонаж + свойство, например, маньяк-вегетарианец). Задача ведущих — провести Новости, рассказав свои блоки, а задача Главного ведущего — угадать кого играли двое остальных ведущих.
Семейный психотерапевт (5 мин). Один из участников выбирается психотерапевтом. Другие два участника — семейная пара (вариант: отец и дочь, друзья и т д). Они должны придумать друг для друга роли, которые будут играть на приеме у врача (персонаж + свойство). Например: Спящая красавица-риэлтор и Кащей-депутат Госдумы. Психотерапевт задает вопросы участникам, а они рассказывают причину своих ссор и некоторые детали своих отношений (например, Да она все время куда-то звонит и пол-моего замка хотела сдать в аренду и т. д.). Задача психотерапевта — наболюдая за тем, что и как говорят участники, узнать, что за персонажи пришли к нему на приём и какие у них свойства.
Игры в группах по 4 человека.
Дай пять (5 мин). Один участник из группы задает направление, чего 5 должны озвучить участники, например: 5 способов добраться до Луны, 5 фраз, которые вы бы не хотели услышать при знакомстве с родителями парня, 5 способов засунуть зубную пасту обратно в тюбик и т д. Далее следующий участник озвучивает 5 способов или видов чего-то.
Смыслы (5 мин). Все участники в течение 20 секунд рисуют общую картину. Условие — нельзя стирать и закрашивать рисунки коллег, но можно их дополнять. Это упражнение повторяется по числу участников. Далее выбирается один критик-эксперт в живописи и он рассказывает про то, что изображено на картине и какой предполагаемый замысел, что имел в виду автор. Далее участники задают вопросы (например, а что означает курящая рыба?), а эксперт на них отвечает. Желательно не говорить общими словами, а добавлять больше конкретики и деталей.
Кинокритик (5 мин). Зрители или участники в группе придумывают название фильма, который увидят все. Первый участник — ведущий телевизионного шоу — анонсирует шоу и представляет режиссера. Второй участник — режиссер — рассказывает про замысел фильма и содержание его фрагмента. Далее участники показывают этот фрагмент и продолжают импровизировать, показывают то, что приходит им в голову. Желательно, чтобы они взаимодействовали друг с другом и были готовы к экспериментам. Ведущий шоу и режиссер должны объяснить что происходит в сцене фильма и возможно направить участников, проговорив их следующие действия. Далее участники меняются местами.
Вопрос на вопрос (5 мин). Двое игроков должны вести диалог на заданную ведущим тему обращаясь к друг другу только вопросами. Если игрок тормозит или теряется, или отвечает не вопросом, его заменяет другой игрок.
Ток-шоу на одну букву (5 мин). В игре участвуют ведущий и три эксперта. Участники или зрители определяют тему шоу. Эксперты раздают друг другу буквы (например, П, О, Л и т. д.). Задача ведущего вести передачу, связывая отдельные реплики экспертов. Задача экспертов — выражать свои мысли, используя только слова (существительные, прилагательные, глаголы и т д), которые начинаются на эту букву. Желательно, чтобы ведущий переводил и пояснял фразы экспертов и помогал им.
Презентация онлайн (15 мин). В течение двух минут все участники рисуют онлайн на одном листе свои рисунки так, чтобы рисунок одного участника не закрывал рисунок остальных, но дополнял их в единую картину. Так 3-5 рисунков. Далее 1 участник по очереди в течение 4-6 минут показывает рисунки остальным последовательно как презентацию, другой участник рассказывает историю на заданную тему, отвечает на вопросы других участников, импровизируя на ходу.
Хороший-Плохой-Ужасный совет. (10 мин). В группе выбирается 3 участника (1-2-3), которые отвечают по очереди на один и тот же вопрос, давая на его хороший, плохой и ужасный совет (1-2-3). Совет просит кто-то из участников группы, задавая его в виде вопроса. Далее отвечающие меняются местами два раза (2-3-1, 3-1-2). После этого выбираются следующие трое водящих.
Хочу отметить, что во всех играх нет и не может быть неправильных действий. Важно поддерживать партнеров на сцене и вместе продолжать, оправдывать то решение, которое предложил один из участников, как своё собственное. В идеале фокусироваться на игре партнеров и взаимодействии с ними так, чтобы партнер благодаря вашему участию сыграл превосходно!
В эти и другие импровизационные игры можно поиграть в школе сценической импровизации Improv Studio.
Удачи и прекрасных импровизаций!
Рекомендуем посмотреть:
7 шагов решения конфликта
03.07.2023
5 вопросов. Ретроспектива. Сбор данных
02.07.2023