Скрам-паттерн: Ценность и ROI

Общеизвестно, что Скрам-команда существует для того, чтобы создавать ценность. В Скраме соответствующий этому показатель называется ROI (Окупаемость инвестиций, Return on investment). Исторически ROI ближе к классическим производственным предприятиям и нетипичен для создания программного обеспечения и других интеллектуальным типам производств. Большинство продуктов, создаваемых с помощью Скрама, не связаны с сильной финансовой капитализацией, но извлекают большую часть своей стоимости из «интеллектуального капитала», и Джефф Сазерленд даже сказал, что он создал Скрам, чтобы помочь людям сделать что-то из ничего. В любом случае, существуют другие финансовые показатели, такие как чистая приведенная стоимость (NPV), денежный поток и многое другое. Скрам может быть применен для создания продуктов, которые ориентированы на любые из этих показателей.

При этом нужно отметить, что целью организаций, использующих Скрам, могут быть не только деньги. Скрам также проникает в государственную службу и государственное управление, целью которых является быстрое развитие государственных услуг. И показателями, с помощью которых мы измеряем ценность, могут быть удовлетворенность граждан государственными услугами или количество спасенных жизней специализированными службами. В скрам-гайде не упоминается термин ROI, но часто повторяется понятие Ценность. Владелец продукта несет ответственность за увеличение ценности.

Поскольку каждая скрам-команда может обслуживать несколько разных групп заинтересованных сторон, каждая команда должна внимательно относиться к каждому из аспектов поставляемой ценности. Мы ценим то, что члены нашей команды имеют достаточно свободного времени для отдыха и качественный отпуск, что в свою очередь влияет на скорость, с которой команда преобразует бэклог продукта в готовый продукт. Мы ценим то, что у команды развивающая, ориентированная на человека и достаточно свободная от стрессов среда, а Скрам-мастер уполномочен поддерживать здоровую культуру. Мы ценим то, что наши конечные пользователи получают качественные продукты, поэтому мы исправляем дефекты теперь с помощью подхода Поймать крота (Whack the Mole). И мы ценим процесс непрерывного совершенствования, поэтому мы неустанно концентрируемся на улучшении как продукта, так и процесса (см. Кайдзен и Кайкаку).

С точки зрения экономики, вопросы ценности интересны также при разработке продуктов через субподрядчика. Если субподрядчик разрабатывает продукт для корпоративного клиента по очень небольшой фиксированной стоимости, а клиент получает рекордную прибыль от продукта, это в некотором смысле создает несправедливое распределение благ. (Поставщик может дважды подумать, прежде чем разрабатывать другой продукт для этого же клиента.) Справедливое распределение благ является частью любого надежного партнерства. Тот же принцип распространяется на все заинтересованные стороны, которые принимают участие в разработке продукта.

Раньше при разработке задачей оптимизации ценности занимались системные инженеры. Они работали с тремя теориями стоимости: экономическая теория, психология и казуистика. Экономическая теория опирается на ROI, NPV и денежный поток. Психологическая теория изучает психическое здоровье и удовлетворенность, а также то, что имеет отношение к азарту команды. А казуистическая теория относится к традиционным ценностям, к тому, что называется «делать правильные вещи». В своей самой распространенной форме она может проявлять себя как ценности Скрама; мы находим более изощренную версию в фильме «Дух игры». Системные инженеры для оптимизации использовали математические модели с параметрами путем корректировки коэффициентов для каждого из нескольких видов значений. Хотя мы не рекомендуем такой подход, излишне все упрощающий, иногда полезно обсудить компромиссы с командой. Это поможет команде извлекать ценные выводы из прожитого опыта и поможет испытать чувство хорошо выполненной работы в конце дня.

Ценность должна быть чем-то большим, чем просто локальная оптимизация ценности каждого элемента бэклога продукта (PBI) в отдельности. Приоритизация PBI позволяет попасть в лучшие рыночные возможности и помогает увеличить прибыльность каждого элемента в бэклоге продукта. Команда может оптимизировать разные PBI для разных критериев ценности. Ценность появляется со временем как свойство всего бэклога в целом и его упорядочения (например, рассматривайте стоимость задержки как один из критериев). Видение играет решающую роль как в определении ценности, так и в корректировке работ для увеличения ценности. И команда может сформировать своё видение продукта, чтобы перейти на путь достижения более высокой ценности.

Поэтому, когда скрам-команда стремится создать наибольшую ценность, она должна подумать о том, что действительно важно для их конечных пользователей, а также для них самих, их коллег, их близких и для жителей всего мира. Скрам может помочь вам добиться оптимизации в рамках любой теории ценности.

Следующий паттерн Бэклог, упорядоченный по показателю ROI, непосредственно связан с ценностью. Большинство остальных паттернов бэклога продукта также тесно связаны с ценностью. Владельцы продукта часто сопоставляют каждый элемент бэклога продукта с некоторой прибавочной стоимостью. Хотя мы обычно думаем об этой показателях, связанных с рентабельностью, рассмотрите возможность использования другого показателя, например, имиджа компании в сообществе (в качестве альтернативы). В конечном итоге вы можете перейти к использованию двух или трех дополнительных показателей ценности, которые помогут упорядочивать бэклог продукта.

Источник: https://www.scrumbook.org/value-stream/product-backlog/value-and-roi.html

Share

Сертифицированный скрам-мастер, тренер и коуч Сфера интересов: Развитие команд и организаций, тренинги и обучение