Шаблон бизнес-модели (Business Model Canvas)
Шаблон бизнес-модели (Business Model Canvas) — один из самых популярных инструментов для анализа нового или действующего бизнеса. Его в 2010 году создали швейцарский бизнес-теоретик Александр Остервальдер и американский профессор Ив Пинье. С помощью этого фреймворка вы можете увидеть на одной странице суть и состояние бизнеса, что позволит принять решения относительно его дальнейшего развития, инвестирования и т. д.
Преимущества модели Остервальдера-Пинье:
- визуализирует ключевые аспекты бизнеса, помогает взглянуть на бизнес глобально,
- выявляет сильные и слабые стороны,
- выделяет аспекты, требующие внимания,
- позволяет донести содержание бизнес-модели для партнеров и инвестовов в доступном и лакончном виде, на одной странице.
Шаблон бизнес-модели представляет из себя таблицу из 9 ячеек, где каждая ячейка демонстрирует одну из ключевых частей бизнеса:
1. Ключевые партнеры. Здесь следует не просто перечислить список партнеров, но и указать форму сотрудничества. Скажем, обозначить, кто ключевой поставщик, а кто — информационный партнер. Это поможет понять, на какую поддержку бизнес может рассчитывать и каких партнеров не хватает.
2. Ключевые действия. В этой ячейке пишем, какие действия компания выполняет, чтобы удержать старых клиентов и партнеров, привлечь новых, повысить доходы.
3. Ключевые ресурсы. Здесь нужно написать, какие ресурсы помогут компании увеличивать доход и привлекать клиентов. Это могут быть денежные, репутационные, информационные и человеческие ресурсы.
4. Уникальные ценностные предложения. Это то, какие проблемы вы помогаете решить клиенту: что он получит от взаимодействия с вашим продуктом или сервисом. Тут важно понять, какие потребности людей удовлетворяет бизнес. Возможно, вы предлагаете самую низкую цену, или у вас лучший сервис в отрасли. А, может, ваш продукт и сервис не особо отличаются от конкурентов, зато ваша компания занимается благотворительностью, и именно по этим ключевым ценностям определенная аудитория выбирает вас.
5. Сегменты потребителей. Тут нужно сегментировать целевую аудиторию: описать ваши приоритетные потребительские сегменты.
6. Взаимоотношения с клиентами. Эта часть посвящёна тому, как проходит взаимодействие компании с клиентами. Может, у вас персональное обслуживание или, наоборот, самообслуживание? Вы продаете готовый продукт или плотно сотрудничаете с клиентом? Эти детали необходимо описать.
7. Каналы коммуникации и каналы сбыта. Где вы общаетесь с действующими и потенциальными клиентами? Может, это соцсети, реклама внутри приложения, служба поддержки? А также то, как люди могут приобрести ваши продукты и услугию
8. Структура расходов. Определите, какие у вас самые большие затраты. Какие из них ключевые для бизнеса, а без каких можно обойтись.
9. Потоки доходов. Какие у бизнеса есть потоки дохода? Это продажи услуг, платная подписка или доходы с рекламы? Необходимо упомянуть основные источники и принцип ценообразования.
Пример заполнения шаблона бизнес-модели для компании Убер:
Рекомендуем посмотреть:
7 шагов решения конфликта
03.07.2023
5 вопросов. Ретроспектива. Сбор данных
02.07.2023
Способы разрешения конфликтов
30.06.2023